АВИАЦИОННЫЕ ТЕРМИНЫ
- Авиакомпания — юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта воздушных судов;
- Авиационная метеорологическая станция — станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию для полетов;
- Авиационные работы — полеты воздушных судов, планеров, дельтапланов, воздушных шаров и других летательных аппаратов, которые используются для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, фотографирование, топографическая съемка, воздушная реклама, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, репортажи с воздуха, прыжки с парашютом, перевозка грузов на внешней подвеске и других подобных видов обслуживания;
- Акты незаконного вмешательства — действия или попытки их совершения, создающие угрозу безопасности воздушного транспорта и гражданской авиации Кыргызской Республики;
- Аэродромная метеорологическая служба — служба, предназначенная для обеспечения метеорологического обслуживания полетов;
- Аэронавигационная информация — информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;
- Аэронавигационное обслуживание — комплексное обслуживание, связанное с обслуживанием воздушного движения, эксплуатацией радиотехнического оборудования и средств связи, метеорологическим обеспечением, аварийным оповещением и предоставлением аэронавигационной информации;
- Аэродром — определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;
- Аэропорт — комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал и сооружения, предназначенный для приема и отправки пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, экипажей и имеющий для этих целей необходимое оборудование и персонал;
- Беспилотное воздушное судно — летательный аппарат без пилота и без экипажа на борту с внешним управлением полета, с взлетной массой не более 10 килограммов и высотой полета не более 100 метров над земной или водной поверхностью;
- Бортовые припасы — включают проданные или непроданные товары, предназначенные для потребления пассажирами и экипажем на борту воздушного судна, и товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, включая топливо и смазочные материалы;
- Вертодром — аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;
- Вертолет — воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся в вертикальном положении;
- Внешнее оборудование (вертолета) — любой прибор, механизм, часть, устройство, дополнительное приспособление или вспомогательный агрегат, которые прикрепляются к вертолету или выступают с его наружной стороны, но не используются и не предназначены для использования при эксплуатации вертолета или управления им в полете и не являются частью планера или двигателя.
- Воздушные перевозки — деятельность физических или юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, груза или почты;
- Воздушное судно — любой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной или водной поверхности;
- Воздушное судно с поворотными несущими винтами. Воздушное судно с системой увеличения подъемной силы, способное выполнять вертикальный взлет, вертикальную посадку и установившийся полет на малой скорости, что в основном обеспечивается несущими винтами, приводимыми в действие двигателями, установленными в поворотных гондолах, для создания подъемной силы на этих режимах полета, а также не вращающимися аэродинамическими поверхностями, создающими подъемную силу при выполнении полета на высокой скорости.
- Воздушное судно с системой увеличения подъемной силы. Воздушное судно тяжелее воздуха, способное выполнять вертикальный взлет, вертикальную посадку и полет на малой скорости, что в основном обеспечивается приводимой в действие двигателем механизацией крыла или тягой двигателя, используемых для создания подъемной силы на этих режимах полета, а также невращающимися аэродинамическими поверхностями, создающими подъемную силу при выполнении горизонтального полета.
- Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.
- Вспомогательная силовая установка (ВСУ). Автономная бортовая установка, обеспечивающая подачу электроэнергии и сжатого воздуха бортовым системам во время работы на земле.
- Государственная авиация — авиация, находящаяся в ведении уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики и используемая для осуществления государственной деятельности в целях национальной и экономической безопасности государства, защиты суверенитета, обороны, безопасности населения, охраны конституционного строя и общественного порядка;
- Государственные воздушные суда — воздушные суда, не включенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Кыргызской Республики, состоящие на учете или включенные в реестры воздушных судов государственных органов Кыргызской Республики;
- Государство разработчика. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа. Государство разработчика. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа.
- Дозвуковой самолет. Самолет, не способный выполнять горизонтальный полет при скоростях, превышающих число Маха 1.
- Досмотр — процедура применения технических или других средств, предназначенных для идентификации и (или) обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ, которые могут использоваться для осуществления акта незаконного вмешательства;
- Иностранное воздушное судно — воздушное судно, зарегистрированное в реестре воздушных судов иностранного государства;
- Иностранный эксплуатант воздушного судна — лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов, выданный иностранным государством;
- Легкое воздушное судно — воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой свыше 750 килограммов и до 5700 килограммов, включая вертолет с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 3175 килограммов;
- Летательный аппарат — устройство для управляемого полета в атмосфере или космическом пространстве;
- Международная организация гражданской авиации — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, устанавливающее международные нормы и стандарты, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения;
- Международный аэропорт — аэропорт, осуществляющий международные воздушные перевозки, в котором обеспечивается таможенный, пограничный, санитарно-карантинный контроль и иные виды контроля за передвижением пассажиров, багажа, груза и почты;
- Международный полет — полет воздушного судна Кыргызской Республики, при котором данное воздушное судно пересекает государственную границу;
- Модифицированный вариант вертолета. Вертолет, аналогичный с точки зрения летной годности прототипу, прошедшему сертификацию по шуму, но с внесенными конструктивными изменениями, которые могут неблагоприятно влиять на его шумовые характеристики. Модифицированный вариант самолета. Воздушное судно, аналогичное с точки зрения летной годности прототипу, прошедшему сертификацию по шуму, но с внесенными конструктивными изменениями, которые могут неблагоприятно влиять на его шумовые характеристики.
- Мотопланер. Самолет, оснащенный двигателем, располагаемая мощность которого позволяет ему поддерживать горизонтальный полет, но не достаточна для выполнения взлета.
- Организация гражданской авиации — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, осуществляющее деятельность в области гражданской авиации Кыргызской Республики;
- Пассажир — физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки с перевозчиком, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна;
- Перевозчик (эксплуатант воздушного судна) — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, занимающееся эксплуатацией воздушных судов и имеющее действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов;
- Перевозочные документы — билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, а также документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке
пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные Авиационными правилами Кыргызской Республики; - Перронная инспекция — инспектирование воздушных судов национальных и иностранных эксплуатантов, включая воздушные суда авиации общего назначения, на перроне гражданских аэродромов Кыргызской Республики в соответствии со статьями 11, 12 и 16 Конвенции о Международной гражданской авиации и настоящим Кодексом с целью проверки выполнения международных и действующих в Кыргызской Республике норм по обеспечению безопасности полетов, летной годности воздушных судов, в том числе иностранных, и действительности свидетельств авиационного персонала, в том числе иностранного, выполняющих полеты на гражданские аэродромы Кыргызской Республики;
- Площадь маневрирования — часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушного судна;
- Повторная сертификация. Сертификация воздушного судна с пересмотром или без пересмотра его сертификационных уровней шума на соответствие иному, чем оно первоначально сертифицировалось, стандарту.
- Пользователи воздушного пространства — физические и юридические лица Кыргызской Республики, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Кыргызской Республики;
- Посадочная площадка — участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
- Поставщик аэронавигационного обслуживания — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, имеющее структуру, персонал, технические средства и сертификат на предоставление услуг по обслуживанию воздушного движения;
- Правительственная программа безопасности полетов гражданской авиации Кыргызской Республики (далее — Правительственная программа безопасности полетов) — единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов гражданской авиации, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики;
- Правительственная программа развития гражданской авиации Кыргызской Республики — программа развития гражданской авиации, утверждаемая Правительством Кыргызской Республики, разрабатываемая государственным органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации Кыргызской Республики;
- Рабочая площадь аэродрома — часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушного судна, состоящая из площади маневрирования и перрона;
- Самодельное воздушное судно — воздушное судно любительской конструкции, изготовленное самостоятельно, взлетная масса которого не превышает 750 килограммов, соответствующее минимальным требованиям летной годности, установленным Авиационными правилами Кыргызской Республики, и не предназначенное для коммерческих перевозок;
- Самолет — воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;
- Связанные с ВСУ бортовые системы. Бортовые системы, использующие электроэнергию и сжатый воздух, подаваемые вспомогательной силовой установкой во время работы на земле.
- Сборник аэронавигационной информации — отдельное печатное или электронное издание, содержащее долгосрочную аэронавигационную информацию Кыргызской Республики, которая имеет важное значение для аэронавигации, опубликованное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации;
- Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой 750 килограммов и менее;
- Сертификат типа (аттестат летной годности) — документ, выданный государством-разработчиком воздушного судна для определения конструкции типа воздушного судна и подтверждения того, что данная конструкция отвечает соответствующим нормам летной годности государства-разработчика;
- Сертификация — процедура официальной оценки и подтверждения органом гражданской авиации соответствия организации гражданской авиации или авиационного персонала гражданской авиации установленным требованиям Авиационных правил Кыргызской Республики с целью обеспечения безопасности полетов;
- Служба авиационной безопасности — система органов безопасности организаций гражданской авиации, обеспечивающая предотвращение актов незаконного вмешательства в области гражданской авиации;
- Техническое обслуживание воздушного судна — проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта воздушного судна;
- Топливозаправочная организация — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, осуществляющее деятельность по авиатопливообеспечению в аэропорту или на аэродроме Кыргызской Республики, имеющее соответствующее оборудование, техническое оснащение и персонал для предоставления комплекса услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и сертификат на осуществление такой деятельности;
- Эксплуатант аэродрома — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, сертифицированное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации, обеспечивающее эксплуатационную пригодность аэродрома к полетам и имеющее сертификат годности аэродрома;
- Эксплуатант аэропорта — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, сертифицированное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации, обеспечивающее в аэропорту организацию наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, груза и почты и имеющее для этих целей соответствующее оборудование, технику и персонал.