/16.09.2016/: Вечерний Бишкек. “Агентство гражданской авиации: нам есть чем гордиться”.

За последние полгода в сфере гражданской авиации заметен ряд положительных изменений. В частности, принят главный авиационный документ — Воздушный кодекс, регулирующий безопасность полетов. Также, по оценке Международной организации гражданской авиации (ГА), Кыргызстан за короткое время устранил одно из двух несоответствий в обеспечении безопасности полетов по международным стандартам, которые не были исправлены в течение 10 лет.Директор Агентства гражданской авиации Эрмек Омуралиев в интервью “ВБ” рассказал о дальнейших планах по реформированию отрасли. 14384176_1109106095838570_1796526027_n

— Какова реальная ситуация в отрасли?
— Еще с советского периода гражданская авиация Кыргызстана по праву считалась одной из ведущих отраслей, имела свои достижения. Одним словом, было чем гордиться. Позже те трудности, которые пережила наша страна в переходный период, наложили свой отпечаток и на авиацию. Сегодня, когда мы говорим, что готовы к реформам, это означает, что нам необходимо привести национальную систему управления отраслью в соответствие с международными стандартами IKAO. Поэтому в настоящее время мы прилагаем усилия к внедрению системных подходов внутри гражданской авиации в вопросах обеспечения безопасности полетов, в системе менеджмента.
После того как мы прошли аудит IKAO, был разработан план корректирующих действий агентства на ближайшее время. Сегодня задачей номер один являются укомплектование штатного расписания и повышение квалификации сотрудников в соответствии с международными стандартами, а также с учетом бюджета.
Он, к сожалению, ограниченный, денег не хватает. Поэтому мы подготовили ряд предложений для правительства по внедрению новых механизмов финансирования Агентства гражданской авиации.

— Что это за механизмы?
— Их несколько. Мы предлагаем либо внедрение принципа справедливого распределения доходов–расходов отрасли, либо введение реестра платных услуг. Когда мы говорим о введении справедливого распределения доходов–расходов, речь идет о том, что основные доходы с ГА получают поставщики услуг — это аэропорты, аэронавигация, авиа– и топливно–заправочные компании. Агентство же, призванное регулировать отрасль и осуществлять постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов, мягко говоря, не обеспечено достойным финансированием.
Речь идет о том, чтобы поставщики услуг, которые нуждаются в сертификации со стороны агентства для выполнения своих услуг, должны отчислять средства на развитие отрасли. Но есть вариант, практикующийся в других странах: Агентство гражданской авиации может зарабатывать самостоятельно.

— Во сколько сейчас ваши услуги обходятся поставщикам?
— Для авиакомпаний, аэропортов, топливно–заправочных комплексов, аэронавигации они бесплатные. В результате Агентство гражданской авиации полностью зависит от бюджета, а значит, мы не можем отправить своих сотрудников на курсы по авиационной безопасности, так как на это у нас нет средств. Между тем такие курсы имеют большое значение для тех, кто работает в нашей отрасли.

— То есть вы хотите, чтобы средства от платных услуг, которые вы будете оказывать, поступали в бюджет агентства?
— Пусть они поступают в бюджет государства, на специальный счет казначейства. Тогда агентство сможет их брать оттуда на развитие отрасли по мере необходимости.

— Такие меры могут приблизить КР к выходу из так называемого черного списка Европейского союза?
— Безусловно, ведь они направлены на обеспечение безопасности полетов. Что касается выхода из черного списка: агентство принимает решительные действия в этом направлении. Прежде всего следует отметить, что нами разработана “дорожная карта” по выводу КР из черного списка: определены причины, проведен анализ и определен общий алгоритм пошаговых действий. Кроме того, налажено тесное сотрудничество с ключевыми международными партнерами — Международной организацией гражданской авиации, мы территориально находимся в сфере ответственности Парижского бюро IКАО.
Также налажены тесные связи с Европейским агентством по безопасности полетов. Я ездил в Брюссель на встречу с представителями комиссии и рассказал о мерах, принимаемых нами по выходу из черного списка. Весьма важно и активное взаимодействие с Международной ассоциацией воздушного транспорта. В связи с чем разработан проект меморандума о сотрудничестве и, главное, с точки зрения авиакомпаний прорабатываются вопросы узнаваемости и целесообразность прохождения аудитов IOSA (эксплуатационный аудит по безопасности полетов). Достаточно отметить, что, если авиакомпания пройдет данный аудит, она выходит из черного списка ЕС.
С апреля этого года мы подписали меморандумы с авиационными администрациями Турции и Франции, направленные на подготовку наших инспекторов к выполнению функций сертификации авиационных предприятий и осуществление постоянного надзора за обеспечением безопасности полетов. В июне первая группа инспекторов уже прошла стажировку в авиационной администрации Турции на безвозмездной основе.
Таким образом, в агентстве внедряются системные подходы и при сотрудничестве с авторитетными международными организациями делается акцент на внедрение международных стандартов для устойчивого и долгосрочного развития ГА.
Хотелось бы отметить, что в Агентстве по аналогу с РФ создается экспертный совет. Это консультативный орган, куда войдут действующие и находящиеся на заслуженном отдыхе эксперты, специалисты авиационной отрасли вне штатного персонала агентства. Уверен, что синтез штатного персонала агентства при сотрудничестве с экспертным советом значительно повысит уровень авиационной отрасли и мы займем достойное место на международной арене. Мы приглашаем всех, кому небезразлична судьба авиации Кыргызстана, вступить в экспертный совет и взаимодействовать с Агентством гражданской авиации. Вместе мы сила!

Назгуль БЕГАЛИЕВА.
Фото автора.